На следующий день после завершения молодежных тестов команда «Альфа Таури» объявила о подписании контракта с Юки Цунодой. Это означает, что в «королевских гонках» больше нет места для Даниила Квята. Разбираемся, почему.
Можно долго спорить, что (или кто) стало виной не самого удачного пути, по которому в какой-то момент пошла карьера Квята. Начальство «Ред Булла», слишком рано поднявшее вчерашнего юниора на самый верх, а затем подломившее его уверенность в себе обратной рокировкой с «новым Сенной». Или же неумение россиянина работать с шинами «Пирелли» на одном быстром круге. Менталитет. Личная жизнь. Вариантов много. Но если бы у Даниила не было хороших, сильных гонок и скорости, он не провел бы больше стартов за «Торо Россо»/«Альфа Таури», чем кто-либо другой — 86. Опытный, неплохой пилот, у которого, правда, никогда и не было других опций в «Ф-1». Даже после тяжелого расставания в 2017-м они вновь сошлись.
«Если случится так, что это мой последний сезон в «Ф-1», то стоит смотреть на это только с позитивной стороны — с моими 110-ю или сколько их там было гонками. Несколькими подиумами и уверенными заездами. Конечно, это не плохо, но я всегда хотел иметь возможность бороться за чемпионат. Именно поэтому у меня всегда будет больше страсти к своему делу. Я всегда буду стараться вернуться назад и получить еще один шанс. Как показывает моя карьера, у тебя всегда может вновь появиться шанс, если ты находишься в правильном месте в правильное время». И правда — в жизни Квята таких моментов было три. Сначала победа в чемпионате GP3 выиграла ему время и помогла на ступень раньше прийти в «королевские гонки», затем уход Себастьяна Феттеля в «Феррари» в 2015-м и, наконец, возвращение в «Торо Россо» в 2019-м после годичного перерыва в качестве пилота по развитию в скудерии. Квят, вероятно, всегда будет чувствовать, что в «Формуле-1» у него есть какое-то незавершенное дело — так он считал во время работы с «красными» и подобным же образом мыслит и сейчас, раздавая свои послегоночные интервью с ноткой надежды в голосе, что еще ничего не кончено и будет шанс вернуться снова.
Возможно, такому нестандартному развитию пути в «Ф-1» способствовала система «Ред Булла». В подкасте Beyond The Grid Даниил еще весной рассказывал о подходе Хельмута Марко к воспитанникам молодежной системы — парней всегда держат в ежовых рукавицах, но при этом предлагают разные опции продолжения карьеры в младших сериях. Прессинг довольно сильный, но со временем к нему привыкаешь. Вероятно, в случае Квята этого все же было недостаточно для создания стального характера.
Отличный сезон в «Торо Россо» в 2014-м превратился в стремительное повышение в старшую команду на следующий год. В Квята верили — руководитель «Ред Булла» Кристиан Хорнер даже называл его «будущей восходящей звездой» и «многообещающим талантом». Он был не слабее своего опытного напарника Даниэля Риккьярдо и один раз даже заехал на пьедестал, затем повторив достижение в начале 2016-го не без помощи очень храброго обгона Феттеля. Все условия благоприятствовали развитию и продвижению — однако, увы, в Максе Ферстаппене разглядели больший талант, нашли повод («торпедирование» Феттеля в Сочи) и сделали рокировку. Разговор с Марко был непростым, но предельно ясным — после него Даниил не ожидал возращения обратно. Лишь с оговоркой, что жизнь непредсказуема и случиться может всякое.
«Я полностью согласен, что Квят талантливее Гасли и Хартли. К сожалению, он это проявил только в свой первый год в «Торо Россо» и в первый год с «Ред Буллом». После этого уровень его выступлений сильно упал. У него были проблемы в работе с тормозами и шинами, которых не было у Риккьярдо. Вкратце, с ним что-то случилось ментально. Он потерял свою скорость и легкость. Мы не знаем, что это было. Мы много чего пробовали, но его скорость попросту не возвращается. К сожалению, у нас нет идей, что произошло. Было очень много инцидентов на старте гонок, и он не реагировал на них хорошо. Он забрался в свою раковину и не хотел, чтобы ему кто-то говорил, как поступать. Это грустно, потому что я помню гонки GP3 в Монце и Спа, где он был на голову выше своих соперников». Хельмут Марко, декабрь 2017 года
Такая ситуация вкупе со слишком быстрым взлетом (и неожиданным спуском обратно) явно не дали Квяту вернуться в «Торо Россо» тем же пилотом, каким он оттуда «выпустился». По словам россиянина, это немного выбило его из колеи, нужна была перезагрузка. Ему так и не удалось ментально восстановиться — тому свидетельство и немалое количество мелких столкновений, и полный проигрыш Сайнсу в 16-17 годах (Даниил набрал за все время 8 очков, а Карлос, которого Квят опережал в юниорских сериях, — 90), и отставание (или неумение собраться в квалификации) от Пьера Гасли. За полтора сезона соперничества с ним Даниил набрал только 42 очка, француз — 107. Гасли же, кстати, в свое время (в 2019-м) оказался в аналогичной ситуации. Но считавшийся ментально слабее других выходцев из «Ред Булла», Пьер, судя по всему, сумел вернуть веру в себя с большей легкостью, чем Квят. Не исключено, что дело в коллективе, и жесткая методика системы не учит пилотов быть сильнее, а в какой-то момент просто надламливает.
Не стоит забывать и про личную жизнь — довольно неплохое возвращение Даниила в 2019-м вполне можно связать с радостью от рождения ребенка. Но все это почти сразу омрачилось, по-видимому, тяжелым расставанием с Келли Пике, добившим немного стабилизировавшееся ментальное состояние и негативно отразившемся на его форме в прошедшем сезоне.
Тем не менее Квят точно запомнится зрителям «Ф-1». Не только авариями, из-за которых он получил прозвище Торпеда. Были и просто сильные выступления. Чего стоит только сумасшедшая Германия-2019 с итоговым третьим местом или недавний Гран-при Эмилии-Романьи, когда Даниил довез свою «Альфа Таури» до четвертой позиции. Однако бежать с «Титаника» уже поздно — Марко отметил, что выступление в Имоле было хорошим, но «оно не поможет ему в будущем». После подобных слов в 2017-м, когда все тот же консультант «Ред Булла» напомнил Квяту, что «недостаточно проводить одну хорошую гонку в год», россиянин покинул расположение команды.
Вероятно, еще одна причина, почему Даниил не может больше существовать в системе «Ред Булла», — это фанбаза. Стоит признать, что международная популярность российского пилота точно ниже, чем у Гасли или даже того же Алекса Албона, а такой медийной команде явно нужен человек, который может привести за собой болельщиков. Вполне возможно, одному из самых быстрых гонщиков «Ф-2» прошедшего сезона Цуноде справиться с этой задачей будет попроще.
«Быкам» очень нужна свежая кровь — их система настолько опустела, что нового напарника для Ферстаппена приходится искать на стороне. Кто-то из стариков должен уступить место, и этим кем-то стал Квят. Снова. Есть вероятность, что Даниил опять сможет проявить себя в качестве пилота по развитию — в «Феррари» были более чем довольны его работой и, возможно, будут рады ему вновь. Однако представить, как даже такую возможность получится превратить в очередное возвращение на стартовую решетку, в этот раз гораздо сложнее.